Авторизация
 

Чем плохи и чем хороши новые российские вертолеты

Чем плохи и чем хороши новые российские вертолеты


Проходящая в Москве международная вертолетная выставка HeliRussia-2017 стала моментом истины для всей вертолетной индустрии страны и не только для нее.

В минувший четверг в Москве в «Крокус Экспо» открылась юбилейная 10-я Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia-2017. По данным организаторов, участие в выставке принияли 237 компаний из 21 страны мира. На экспозиции продемонстрировано 22 вертолета, 2 автожира и 15 беспилотников, что является абсолютным рекордом за всю историю проведения выставки с 2008 года.

Общая ситуация

HeliRussia-2017 проходит на фоне нарастающей стагнации в вертолетной индустрии РФ. По данным реестра гражданской авиации, по итогам 2016 года впервые за последние 9 лет в России наблюдается снижение численности вертолетного парка. В прошлом году он сократился на 12 единиц до 2632 машин.
Причиной тому является сокращение числа поставляемых вертолетов, как в виду общей кризисной ситуации в экономике, так и из-за ухудшения международной обстановки. Определенную роль в сокращении парка играет и массовый вывод из эксплуатации старых «советских» машин из-за полной выработки ресурса, и в первую очередь Ми-2.
Экономический кризис повлиял и на количество произведенных в стране новых вертолетов. Снижение поставок наблюдается, как в части отечественных, так и иностранных машин.



Говоря о стагнации в отечественной вертолетной индустрии, нельзя не сказать, что она является отнюдь не чисто российским, а общемировым явлением. Так, по данным американской Ассоциации производителей воздушных судов общего назначения, в 2016 году продажи вертолетов снизились на 16,9%.
Впрочем, по мнению иностранных экспертов, нынешняя депрессия обещает быть недолгой. По крайней мере, для западных стран. Так, например, прогнозы аналитиков специализированного издания Aviation Week сводятся к тому, что в ближайшие 10 лет вертолетный рынок ждет новый подъем. За это время общий вертолетный парк в западных странах вырастет на 11,5%.

А что Россия?

На фоне этих оптимистических заявлений возникает резонный вопрос: а что в этой ситуации ждет вертолетный рынок России? Однозначного ответа на него пока нет.

С одной стороны, HeliRussia-2017 показала, что несмотря на кризис, отрасль скорее жива, чем нет.
Однако поводов для восторга и ожиданий десятилетия благополучия, как это прогнозируется для западных стран, пока не так уж и много. Причины этого можно также отыскать в экспозиции HeliRussia-2017.
Так, центральными экспонатами от холдинга «Вертолеты России», которые были представлены на открытой площадке перед входом в павильон, стали вертолеты Ми-171А2 и Ми-38Т, год назад уже демонстрировавшиеся на HeliRussia.

Ми-171А2

При том, что и та и другая машина вполне неплохи, рассматривать их как что-то новое в вертолетной технике абсолютно бессмысленно. Ми-171А2 является развитием легендарного Ми-8, разработанного еще в 60-е годы прошлого века. Даже с учетом того, что Ми-8 и его последующие модификации до сих пор активно используются по всему миру, рассматривать их в качестве одной из основных машин в XXI веке, по меньшей мере опрометчиво.
Тоже самое можно сказать и о Ми-38Т, призванном заменить Ми-8, проектирование которого началось еще в 1981 году.


Ми-38Т

Доктор в «голубом вертолете» не прилетит?

Третьей «живой» машиной представленной «Вертолетами России» на HeliRussia-2017, стали легкие вертолеты «Ансат» в VIP и медицинском исполнении.

К сожалению, «новой» эту технику назвать также достаточно трудно. Путь этого вертолета в небо долог и тернист, хотя и сомнений в том, что он найдет свое место в вертолетном парке страны уже нет. Вопрос состоит лишь в количестве производимых машин.

Напомним, что некоторое время назад, президент РФ Владимир Путин попытался уточнить у главы Минпромторга Дениса Мантурова ситуацию с развитием парка медицинской авиации (одна из предполагаемых сфер применения «Ансата»). В ответ глава государства услышал, что на данный момент готово всего пять медицинских «Ансатов». Реакция президента была достаточно жесткой. «Что такое пять единиц медицинской авиатехники для страны? Это ничего, ноль», — ответил Путин министру.

Как выясняется, проблемы медицинского «Ансата» заключаются не только в его недостаточном количестве. В процессе разговора корреспондентов «Ридуса» с медицинскими работниками, выяснился целый ряд претензий к медицинскому модулю «Ансата» и самому вертолету. Специалистов, много лет занимающихся оказанием экстренной медицинской помощи, использующих при этом иностранные вертолеты, не устраивает ни оснащение самого медицинского модуля, ни схема погрузки больного через боковую дверь вместо задней, ни вместительность машины.


Устройство для боковой погрузки больного на Ансате

Молодая поросль

И все же, несмотря на отсутствие чего-то по-настоящему нового (развитие машин середины прошлого века не в счет) в части основных вертолетов, а также сохраняющуюся неясность относительно замены вертолетных двигателей, производимых на Украине, экспозиция HeliRussia-2017 не может не вызывать оптимизма.

Тот, кто следит за происходящим в вертолетной индустрии, не может не заметить формирования с нуля совершенно новых трендов, которые вполне возможно, через какое-то время будут определять будущее отрасли. Эти направления практически не связаны с существующими КБ и производителями авиационной техники, в ряде случаев это стартапы, осуществляемые на частные деньги, или деньги компаний, напрямую не связанных с авиационной отраслью. Несмотря на отсутствие многолетнего опыта, им все чаще удается отвоевывать пока небольшие, но вполне осязаемые секторы большого вертолетного рынка.

В первую очередь, это касается такой «модной» области, как создание беспилотных летательных аппаратов. По мнению экспертов, это одно из основных направлений будущего всей современной авиации и не только ее. И здесь молодые частные компании, в ряде случаев, ушли значительно дальше основных «китов» вертолетного рынка.



Ventocopter

Весьма перспективно смотрятся на этом фоне представленная на HeliRussia 2017 модель нового летательного аппарата проекта Ventocopter. Это винтокрылая воздушная машина, созданная по типу автожира. Однако, в отличии от классического автожира, она имеет возможность практически вертикального (прыжкового) взлета, без какого-либо разгона. Аппарат приводится в движение роторным двигателем автомобильного типа, работающим на обычном автомобильном бензине.
Таким образом, Ventocopter представляет собой воздушную машину, способную осуществлять главную функцию свойственную вертолету — вертикальный взлет и посадку.

Из-за использования несколько иной схемы взлета, более простых двигателей и трансмиссии, а также обыкновенного автомобильного бензина, стоимость аппарата оказывается значительно меньшей, по сравнению с вертолетом с аналогичными свойствами.


Ventocopter

Афалина

Другая перспективная новинка — мини-вертолет «Афалина» от компании «Хеливейл». на HeliRussia 2015 он продемонстрировала макет своего первенца — двухместного вертолета «Афалина». На выставке 2017 года представлен уже не макет, а реальный вертолет, готовый к летным испытаниям. За прошедшие 2 года программа вертолета активно развивалась: конструкция была доработана, часть агрегатов поменялась, а некоторые из них прошли ресурсные испытания.


Афалина

Не вертолеты

Помимо вертолетов, на HeliRussia-2017 демонстрируется широкая экспозиция самого разного дополнительного оборудования российской и зарубежной разработки. В современных экономических условиях операторы вертолетной техники стремятся получить максимальную отдачу от своего парка вертолетов, поэтому спрос на оборудование, которое способно расширить потенциал применения техники, растет во всем мире. И Россия здесь не исключение.



Задняя дверь для погрузки больного на санитарном вертолете Еврокоптер 145

источник
Оставить комментарий
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Смотрите также
  • Сегодня

Мы на Одноклассниках
Мы в соцсетях
  • Twitter
  • Facebook


Интересные материалы