Авторизация
 

Некролог по Советскому Союзу от Нью-Йорк таймс

Некролог по Советскому Союзу от Нью-Йорк таймс

Как относиться к Октябрьской революции — как к одному из важнейших событий, изменивших ход истории, или же стоит отправить все воспоминания о ней прямиком в «мусорную корзину истории», исходя из того, что государство, возникшее в результате нее — СССР — больше не существует?

В этом месяце будет столетняя годовщина Октябрьской революции (которая теперь выпадает на ноябрь из-за различий в календарях). В 1917 году Владимир Ленин и большевики совершили немыслимый переворот, в результате которого было образованно первое в мире коммунистическое государство. Столетие революции предлагает возможность для студентов поразмышлять о значении данного исторического события. Ниже предлагается ряд мероприятий на основе материалов Нью-Йорк таймс, а также архивов газеты.

Если вы сможете потратить парочку учебных часов…

Взбодритесь

Разделившись на пару или небольшие группы, студентам нужно составить список критериев, по которым можно определить, нужно ли народу какой-либо страны отмечать определенное историческое событие спустя сто лет.

Ниже приведены несколько вопросов для студентов, которые им необходимо учесть при составлении списка:

• В чем заключается значимость исторического события, которая заставляет его оставаться в памяти людей спустя десятилетия?
• Должно ли оно быть символичным? Должны ли при этом преследоваться общие идеалы? Объясните почему.
• Должно ли историческое событие иметь заслуживающие внимание последствия, оказать какое-либо влияние?
• Должно ли историческое событие объединить людей, как в настоящем, так и в будущем? Или же оно наоборот может их разделять?
• Должно ли историческое событие вызывать реакцию мировой общественности или это необязательно?
Пусть студенты поделятся и обсудят свои списки. С какими критериями они согласны? Что вызвало у них разногласия?
После этого предложите студентам дать краткий письменный ответ на следующий вопрос, основываясь на предложенных им критериях и на знаниях истории, которыми они уже обладают:
Нужно в России праздновать столетие Октябрьской революции? Почему?
Но прежде, чем приступить к ответу, студентам нужно выполнить следующее задание.

Задание

В статье, опубликованной в марте 2017 года «Революция? Какая революция?» — говорит Россия сто лет спустя» Нил МакФаркуар рассказывает о том, что события 1917 года изменили страну и весь мир, но сама мысль празднования переворота не приветствуется в Кремле.
Студентам необходимо прочитать эту статью и ответить на вопросы после нее. Начало статьи:
В Кремле планируют «отсидеться» во время празднования столетия Октябрьской революции.

Неважно, что переворот изменил страну и весь мир, внезапно прервав долгое правление царей, вступив в эру коммунизма и положив начало идеологического противостояния с Западом, последствия которого ощущаются и по сей день.

12 марта, в день, который, как правило, считается началом переворота, не будет официального выходного. Не будет и никаких официальных заявлений от правительства, как, например, тех, что Вторая мировая война — это «Великая победа».

Официальной причиной, по которой событие игнорируют, является то, что в российском обществе очень по-разному относятся к последствиям того рокового года.

Но некоторые чиновники, специалисты по истории и другие аналитики Кремля считают, что более правдоподобна другая причина: президенту В. Путина смешна сама мысль о революции, не говоря уже о том, что русские будут плясать на улицах, празднуя свержение какого бы то ни было правителя. Более того, события 1917 года противоречат кремлевской версии истории России, которая преподносится как долгий путь единого народа к величию и преследует своей целью внушить гордость за нацию и ее особое предназначение.

Вопросы для письменного задания и обсуждения:
1. Почему в Кремле хотят отсидеться во время празднования столетия Октябрьской революции? Какая официальная причина? Какая причина выглядит более правдоподобной, согласно статье?
2. Как Кремля интерпретирует историю России? Почему Октябрьская революция не вписывается в эту интерпретацию?
3. Что означает фраза «Мы живем во времена исторической шизофрении»? Согласны вы ли с данной характеристикой российской действительности? Живут ли другие страны, например США, в условиях «исторической шизофрении»? В чем это проявляется?
Организуйте семинар по методу Сократа, коллективное обсуждение или дебаты на тему того, должно ли столетие Октябрьской революции широко праздноваться в России. Могут оказаться полезными следующие вопросы:
• Должно ли российской правительство официально праздновать столетие Октябрьской революции? Стоит ли ему делать из годовщины революции столько же шума, сколько каждый год оно делает вокруг Второй мировой войны?
• Если в результате «революции» на смену одной авторитарной системы приходит другая, можно ли считать это революцией? Можно ли считать это повротным моментом в истории?
• Серж Шмеман утверждает: «Участники величайших событий в истории всегда могут противостоять идеологическим манипуляциям». Согласны ли вы? Почему?

Для подготовки к дебатам студенты могут дополнительно ознакомиться со следующими публикациями:

«Октябрьская революция: праздновать нечего. О столетии коммунизма» — The Daily express 

«Те, кто жил во времена Октябрьской революции, понимали историю — не в пример нам» The Guardian 

«Проблема, гораздо большая чем Путин» — The New York Times (Ходорковский, кстати) 

«Октябрьская революция: тогда и сейчас» — The New York Times 

Ниже мы предлагаем несколько самостоятельных проектов, которые помогут узнать больше о революции.

1. Создайте аккаунт в какой-либо социальной сети и делайте публикации об Октябрьской революции.
Михаил Зыгарь, бывший главный редактор независимого телеканала «Дождь» воссоздает события 1917 года в стиле новостной ленты Facebook. Студентам предлагается ознакомиться с проектом 1917 и затем воссоздать его в Twitter, Facebook или Instagram, представив себе, что социальные сети существовали бы сто лет назад. Студенты могут работать в группах или в парах и создавать аккаунты в соцсетях от лица исторических деятелей или вымышленных участников событий (например, крестьян или моряков). Аккаунты должны выражать разные точки зрения и принадлежать к разным возрастным категориям. Шаблоны для аккаунтов можно найти на просторах сети.

2. Узнайте больше, пользуясь архивами Нью-Йорк Таймс

Журналисты Нью-Йорк Таймс рассказывали об Октябрьской революции, когда она происходила в 1917 году. Лишь спустя несколько лет историки обратились к газетным публикациям, перепискам, дневникам, официальным документам, свидетельствам очевидцев и другим первоисточникам, чтобы собрать воедино картину случившегося. Задайте вопрос студентам: какую информацию можно найти, если обратиться к первоисточнику, такому как Нью-Йорк Таймс. Студенты могут воспользоваться нашей формой для ведения списка первоисточников. Они могут искать статьи в нашей газете, используя расширенный поиск (использовать поиск по дате) или TimesMachine (опция доступна только обладателям платной подписки).
Они также могут выбрать одну из этих четырех статьей из нашей рубрики «В этот день в истории»:
«В Петрограде голод стал причиной бунтов» — 12.03.1917
«Большевики занимают правительственные здания, бросая вызов Керенскому» — 08.11.1917
«Бывший царь России убит по приказу Уральского Областного Совета» — 21.07.1918
«Ленин умер от кровоизлияния в мозг; жители Москвы скорбят; Троцкий остается больным; Радек попал в немилость» — 23.01.1924

3. Напишите некролог или панегирик Советскому Союзу.

Студентам предлагается прочитать несколько первых абзацев из статьи «Конец Советского Союза; Советское государство, порожденное мечтой, умирает», своеобразный некролог за авторством Сержа Шмемана, опубликованный в 1991 году, когда распался советский союз. Он начинается так:
Советское государство, заявлявшее о себе не раз на протяжении своей короткой, но насыщенной истории, сегодня прекратило существовать после долгого и тяжелого застоя. Оно просуществовало 74 года.

Связанный утопическими обещаниями и рожденный в результате кровавых событий «Великой Октябрьской революции 1917 года», союз сделал свой последний вдох в отчаянном декабрьском мраке 1991 года лишенный идеологии, разделенный, обнищавший и голодный, но по-прежнему внушающий трепет, даже испуская дух.
После прочтения дайте студентам задание написать некролог или панигирик собственного авторства. Обратите внимание: как должен оцениваться крах Советского Союза, особенно в столетний юбилей с момента своего создания?

 

4. Напишите эссе, в котором будет проведен анализ исторических событий в духе эссе, которые Нью-Йорк таймс включил в свою коллекцию «Красный век».
В связи со столетием Октябрьской революции, в колонке с мнениями Нью-Йорк таймс публикуются эссе, в которых исследуется история и наследие коммунизма. Темы, на которые пишутся эссе, варьируются от панк-рока и научной фантастики до пропаганды и воспитания детей.
Студентам предлагается прочитать одно из эссе из рубрики «Красный век» и подготовить презентацию для класса. После этого предложите им написать эссе в объеме 1500 и меньше слов на выбранную тему по истории СССР. Класс может даже опубликовать собственную версию антологии «Красный век»
_____________
Вот по такой методичке иностранцы изучают историю РФ. А как вы учили историю Октябрьской революции? Расскажите об этом в комментариях.

Оставить комментарий
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Смотрите также
  • Сегодня

Мы на Одноклассниках
Мы в соцсетях
  • Twitter
  • Facebook


Интересные материалы